Мистика вокруг «Желтого дьявола» — детектива 20-х годов на фоне Владивостока

13.10.2018    2

Удивительная история написанного во Владивостоке в 1920-х годах  и запрещенного в советское время авантюрного романа «Желтый дьявол»  только сейчас становится известна широкой публике.

Она приотрылась 10 октября, когда в рамках «Дней приморской книги» в библиотеке им. Горького состоялся необычный творческий вечер. Он был посвящен работе художника Анастасии Слонь над иллюстрациями к авантюрному роману Никэда Мата «Желтый дьявол».

Имя Никэда Мата ничего не говорит современному читателю, а его роман «Желтый дьявол» малоизвестен даже специалистам-филологам, несмотря на то, что это первый советский роман на дальневосточную тематику, не говоря уже о том, что это один из первых советских детективов. Это не удивительно. Дело в том, что под псевдонимом Никэд Мат скрывались двое известных литераторов, которые в 1930-е годы были репрессированы, а роман запрещен. В псевдониме зашифрованы имена настоящих авторов: Венедикта Марта (Матвеева) и Николая Костарёва.

Венедикт Март (1896 – 1937) – известный поэт-футурист, один из 12-ти детей журналиста, поэта, писателя, переводчика и первого историка Владивостока Николая Матвеева-Амурского. Его крестным отцом был Иван Ювачев, отец Даниила Хармса. Родился во Владивостоке, где в издательстве «Хай-шин-вей» выпустил свои первые книги: «Порывы», «Черный дом» и «Песенцы». Затем жил в Харбине, где опубликовал около 12 книг собственных стихов и переводов китайских поэтов. В 1923 г. вернулся в СССР и поселился в Ленинграде.

Николай Костарёв (1893 – 1941) – командир партизанского отряда во время гражданской войны на Дальнем Востоке, поэт, писатель, драматург.  Родился в Перми, окончил реальное училище в Тюмени, где начал писать стихи и увлекся политической деятельностью, примкнув к партии анархистов. В 1912 – 1913 гг. сотрудничал в газете «Правда», был арестован, в тюрьме написал цикл стихотворений «Контрасты: Лирика тюрьмы и воли», который вышел отдельной книгой в 1917 г. Во время Первой мировой войны работал слесарем в военном порту (ныне Дальзавод) во Владивостоке. Был мобилизован на фронт.

В 1917 г. вступил в партию большевиков. После Февральской революции – член Исполкома Пермского Совета рабочих и солдатских депутатов. В феврале 1918 г. стал организатором частей Красной Армии и активным участником гражданской войны. С отрядом Блюхера прошел 1500-километровый рейд по тылам белых, затем оказался на Забайкальском фронте при штабе С.Г. Лазо, а позже в Приморье. Под псевдонимом «Туманов» стал командиром штаба партизанских отрядов в районе Спасска-Яковлевки.

В 1920 г. вновь оказался во Владивостоке, где активно занимался творчеством и публиковал стихи под псевдонимом Никола в местных газетах. Был членом ЛХО, посещал футуро-кафе «Балаганчик» и поддерживал тесные с Николаем Асеевым, Сергеем Третьяковым, Венедиктом Мартом. Во Владивостоке были напечатаны три его книги: «IDEE FIXE: трагедия человеческих дерзаний», «Белый флаг»» и «Аэропоэма».

В 1920 – 1921 гг. – находился в партизанском отряде вместе с Александром Фадеевым, с которым сошелся на почве любви к литературе и фактически стал первым литературным наставником юного Фадеева. В 1921 г. они вместе уезжают в Москву. В конце 1921 года в Москве в Первом Государственном театре РСФСР открытие зимнего сезона ознаменовалось премьерой пьесы Н.К. Костарёва «Idee Fixe».

В 1924 г. переехал в Ленинград, где встретил старого знакомого Венедикта Марта и с которым они решили написать авантюрный роман на материале гражданской войны на Дальнем Востоке. В это время партия большевиков бросила клич: создать своего «красного Пинкертона» и приключенческую литературу для пропаганды революционных идей. В ответ на этот призыв было написано несколько романов, в том числе «Месс-Менд, или Янки в Петрограде» Мариэтты Шагинян (1923), «Трест Д. Е. История гибели Европы» (1923) Ильи Эренбурга, «Иприт» Всеволода Иванова и Виктора Шкловского (1925) и др.

Венедикт Март и Николай Костарев переплюнули всех. Они написали трилогию «Желтый дьявол», в которой собрали все возможные жанры: детектив, приключения, мистику и создали лихо закрученный авантюрный роман, где действуют, как вымышленные, так и реальные персонажи: красные командиры Сергей Лазо и Яков Тряпицын, белые генералы Розанов и Унгерн, интервенты генерал Гревс и генерал Оой, атаман Семенов, полковник Бочкарев и многие другие. Надо сказать, что именно Николай Костарев был автором легенды о том, что Лазо, Сибирцев и Луцкий были сожжены в топке паровоза и в романе эта сцена описана живописно, со всеми подробностями.  В 1924 г. вышел первый том романа «Гроза разразилась», в 1925 г. – второй том «Зубы желтого» и в 1926 г. – третий «Зубы желтого обломаны».  Действие трилогии происходит в Сибири, на КВЖД, во Владивостоке, Приморье, Китае и Японии в 1918-1922 гг.

В 1925 году Костарев под псевдонимом «С. Нариманов» выпускает приключенческий роман «Белый якорь». Согласно аннотации, в книге «коварным диверсантам и вездесущим шпионам, разлагающейся в шантанах и на панелях Константинополя, противостоит гениальный сыщик советского угрозыска и его недотепа-помощник. Погони, переодевания, перестрелки и приемы джиу-джитсу – в комплекте».

В 1926 – 1927 гг. – Костарев оказывается в секретной командировке в Китае, сопровождая старого боевого товарища В.К. Блюхера, который в это время служит главным военным советником гоминьдановских войск Сунь Ятсена. По итогам поездки вышла книга «Мои китайские дневники», ставшая популярной и выдержавшая пять изданий.

В 1929–1937 гг. Костарев регулярно публиковался в журнале «Знамя» и опубликовал книги «Граница на замке» (1930), «Сахалинские записи» (1937), «Встречи с Сергеем Лазо» (1937).

В середине 1930-х гг. Костарёв из Ленинграда перебирается в Москву, и поселяется в «писательский доме» в Нащокинском переулке, 5, где в это время проживают Булгаков, Мандельштам, Пастернак и др. Его поселяют в квартире № 26, уплотняя жену и тещу Мандельштама, в то время как сам Мандельштам находится в ссылке. Последовала «коммунальная война», которая описана во «Второй книге» Надежды Мандельштам и у Булгакова в «Мастере и Маргарите». Так, Николай Костарев стал прототипом Алоизия Могарыча, которого вселяют в квартиру Мастера. Интересно, что затем компания Воланда выселяет Алоизия Могарыча и отправляют неизвестно куда, но когда у Коровьева спрашивают, куда делся жилец, Коровьев отвечает: «Они уехали во Владивосток». В реальности же во Владивосток уехал не Костарев, а Мандельштам, где печально закончился его жизненный путь. Впрочем, Николай Костарев тоже недолго прожил в освобожденной квартире. В 1939 г. он бы арестован и скончался в заключении 1941 году.

Роман «Желтый дьявол» должен был быть опубликован в московском издательстве «Престиж Бук», но московские издатели столкнулись с тем, что многие исторические и региональные дальневосточные реалии должны быть объяснены современному читателю. В связи с этим потребовался консультант, который подготовит предисловие и комментарии к роману. Сейчас идут переговоры с издательством «Престиж Бук», а также с владивостокскими издательствами, которые не исключают возможности публикации романа во Владивостоке – на родине авторов и самого произведения. Надо также отметить, что большая часть «Желтого дьявола» происходит в городе нашенском, а значит, следует прогнозировать наибольший читательский интерес именно во Владивостоке.

Сергей Корнилов


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

все самое интересное
и важное, коротко
Присоединяйтесь к нашей группе в WhatsApp

2 комментария на «“Мистика вокруг «Желтого дьявола» — детектива 20-х годов на фоне Владивостока”»

  1. Ольга:

    Плохо, уважаемый автор, что вы не упоминаете в статье того уникального специалиста по дальневосточной литературе, который рассказал присутствовавшим на мероприятии о романе и его авторах и которого вы здесь пересказываете, — кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка и литературы ДВФУ Елену Олеговну Кириллову! Мы, коллеги Елены Олеговны, требуем восстановить справедливость!

  2. Валентин:

    Ради справедливости, некоторыми сведениями о романе и его авторах поделился также ведущий этого вечера, журналист и галерист, исследователь старой отечественной фантастики Сергей СЛАВГОРОДСКИЙ. Но он-то как раз не в претензии. Каждому свое…

Добавить комментарий для Ольга Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также: