«Какой бедро, какая ляж»: О скандальной выставке Евгения Макеева и Алексея Филатова

07.10.2020    1

Во Владивостоке в рамках Недели дизайна прошла выставка известных приморских художников Евгения Макеева и Алексея Филатова «Кто не спрятался, тот не виноват. Репетиция». Вернисаж собрал много как восторженных отзывов, так и негатива в соцсетях, а также несколько доброжелательных публикаций в СМИ. В редакцию «Города В» поступил альтернативный отзыв от ценителя искусства, который будет небезынтересен арт-сообществу. Публикуем его полностью:

Кто виноват и в чём секрет?

У каждого из нас есть в друзьях хорошие бесхитростные люди, которые честно признаются, что ни бум-бум в искусстве. Ок, говорите вы, сейчас я тебя, дружок, посвящу в это самое искусство… Тем более, вот и повод подходящий – монстры, столпы приморской живописи Евгений Макеев и Алексей Филатов затеяли совместную выставку! Правда, столп из них всего один, а монстр – явно другой, но раз объединились, значит, не зря, а со смыслом…

И вот мы идём постигать смысл. Ну, товарищи, нельзя же с порога в лоб из дробовика заряжать настолько примитивные метафоры – зритель-то, хоть и бесхитростный, но кое-что читал, и уже насмотрелся на тыквы-груши, символизирующие плодородие, и на зубастых волков, символизирующих смерть, и на обнажёнку, символизирующую чувственность и свободу, и на прочие затёртые до дыр символы – черепа, рыб, внезапных социально-сетевых котиков. Кстати, котики в филатовском исполнении выглядят гипер-реалистично, а значит, художник всё-таки может рисовать, если захочет! Но хочет он другого – рисовать не то, что видит глаз, а что кроется в глубинах подсознания. И кроется там, понятно, отнюдь не гармония и свет. У Макеева из подсознания вылетают гуси, козы, лошади – целый зоопарк, который, по-видимому, тоже призван символизировать разнообразие форм земной жизни. Внутри же, в распахнутом зеве художника мы видим ни много ни мало – звёздное небо, и назвать этот образ тонким вряд ли кто-то рискнёт.

Вообще, чем дальше продвигаешься по выставке, тем больше укрепляешься в ощущении нарочитого эпатажа, которым заряжена эта выставка. Вот на традиционном месте иконы при входе в зал – адское чучелко, но в массивной барочной раме. Вот – чан вместо головы, а в нём хаотично плавают обрывки тоскливых зелёненьких мыслей. А вот на зрителя агрессивно набрасывается голая плоть, с трёх разных стен попеременно!

Помилуйте, да разве художники – пубертатные юнцы, которым  недавно откровением явилось «Последнее танго в Париже»? Или они просто застряли в 90-х? А может быть, живописцев прельстила возможность модной маркировки 18+ — действительно, как ещё привлечь внимание к своим работам, о которых мало спорят, не пишут рецензий и почти не спрашивают… Возможно, не спорят ещё и потому, что никто не хочет выставить себя невеждой – как же, художники-то признанные, «наш Матисс» и тому подобные материи. Кому попало ведь звания заслуженных художников не раздают! 

Латиноамериканский писатель Хулио Кортасар в романе «Игра в классики» устами своего героя Этьена говорил: «Выразить отцовскую скорбь через фа-диез то же самое, что писать сарказм желто-фиолетово-черными мазками. Нет, дружок, искусство начинается до или за пределами этого, но только не этим». На выставке, кстати, есть работа Макеева «Игра в классиков» — то есть, художник Кортасара, скорее всего, читал, но не внял или презрел его максимы. В итоге зритель (который, как мы помним, славный малый, но не слишком искушён) вежливо улыбается, смущённо мямлит, что выставка «интересная», хотя и не без провокаций, а затем идёт курить и тихонько сливается с вернисажа домой, смотреть сериал Ридли Скотта «Воспитанные волками». И кто в этом виноват?

В завершение этой критической реплики дарю тем, кто будет читать этот текст, бонус из приснопамятных 90-х – восхитительно-задорный и бесконечно ироничный. Авторства екатеринбургского инженера-панка-скомороха Евгения Малахина, более известного, как старик Б.У.Кашкин: 

Ах, вернисаж, ах, вернисаж!

Какой портрет, какой пейзаж,

Какой панно, какой витраж,

Какой скульптур, какой муляж,

Какой корсет, какой корсаж,

 Какой бедро, какая ляж,

Какой икра, какой костяш,

 Какой галош, какой гамаш,

Какой штаны, какой рубаш,

Какой прыжок, какой чардаш,

Какой воздух, какой леташь,

Какой флаттер, какой тангаж,

Какой шасси, какой помпаж,

Какой высокий пилотаж,

Какой гобой, какой скрипаж,

Какой тромбон, какой трубаж,

Какой пиан, какой фортаж,

Какой бульон, какой гуляш,

Какой пюре, какая каш,

Какой батон, какой лаваш,

Какой орех, какой грильяж,

Какой шашлык, какой бараш,

Какой еда, какой рубашь,

Какой консерв, какой бомбаж,

Какой ЦЭ-ДВА-АШ-ПЯТЬ-О-АШ,

Какой глоток из полных чаш,

Какой Вы мой, какой я Ваш,

Какой каприз, какая блажь,

Какой не откажи, уважь,

Какой разгул, какой кураж,

Какой чукча, какой чуваш,

Какой узбек, какой казаш,

Какой неотличимый даж,

Какой дружбан, какой алкаш,

Какой мизер, какой марьяж,

Какой цыган, какой гадашь,

Какой ведьма, какой шабаш,

Какой маки-, какой –кияж,

Какой глазаж, какой губаж,

Какой грудаж, какой шантаж,

Какой одет, какой голяш,

Какой эпа-, какой патаж,

Какой сабель, какой палаш,

Какой ружьё, какой стреляшь,

Какой патрон, какой –тронташ,

Какой аборд-, какой –бордаж,

Какой чужой, какой не наш,

Какой зловредный камуфляж,

Какой дантист, какой бормаш,

Какой испуг, какой мандраж,

Какой бычок, какой бодашь,

Какой слеза, какой рыдашь,

Какой зерно, какой фураж,

Какой силос, какой сенаж,

Какой полив, какой дренаж,

Какой болот, какой Шарташ,

Какой вокзал, какой вояж,

Какой мамаш, какой Кураж,

Какой купишь, какой продашь,

Выходит так, что баш на баш,

Какой буфет, какой пассаж,

Какой плиссе, какой плюмаж,

Какой гофре, какой камзол,

Какой перо и карандаш,

Какой репо-, какой -портаж,

Какой газет, какой бумаж,

Какой образ, какой типаж,

Какой метол, какой фиксаж,

Какой сульфид, какой поташ,

Какой метро, какой –тронпаж

Какой печать, какой тираж,

Какой Гайдар, какой Аркаш,

Какой Бумба-, какой -бараш,

Какая голубая чаш,

Какой авто, какой гараж,

Какой мотор, какой литраж,

Какой шараш, какой монтаж,

Какой -боскрёб, какой этаж,

Какой НИИ спецстройдормаш,

Какой анту-, какой -тураж,

Какой камин, какая сажь,

Какой горшок, какой параш,

Какой хором, какой мираж,

Ну словом и не передашь.

И это, значится, воопшэ,

Какой портрет на пейзажэ.

А ПЕРЕД ЭТИМ:

Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!

Ах, версинаж! Ах, венрисаж!

Ах, веснираж! Ах, весринаж!

Ах, венсираж! Ах, ренсиваж!

Ах, ресниваж! Ах, ренвисаж!

Ах, ресвинаж! Ах ревнисаж!

Ах, ревсинаж! Ах, нервисаж!

Ах, неврисаж! Ах, несвираж!

Ах, нерсиваж! Ах, невсираж!

Ах, несриваж! Ах, серниваж!

Ах, сенриваж! Ах, севнираж!

Ах, сервинаж! Ах, сенвираж!

Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!

ВОТ КЛЮЧ К РЕШЕНЬЮ ВСЕХ ЗАДАЧ –

ПОХОХОТАЛ И СНОВА ПЛАЧЬ!

Галина Артишок


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

все самое интересное
и важное, коротко
Присоединяйтесь к нашей группе в WhatsApp

Один комментарий на «“«Какой бедро, какая ляж»: О скандальной выставке Евгения Макеева и Алексея Филатова”»

  1. Спартак:

    Что это было? Какое-то дремучее самолюбование, неумело маскирующееся под критику. Словоблудие и личное, честно говоря, сомнительное мнение. Автор — Глыбина местной журналистики?

Добавить комментарий для Спартак Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также: