Сегодня во Владивостоке состоится премьера спектакля «Дама с камелиями», в котором художником по костюмам выступила Ирина Миклушевская. Первая леди Приморья рассказала «Городу В» о своей работе над спектаклем по роману Александра Дюма.
— Ирина Николаевна, ваше сотрудничество с театром — чья это была идея?
— Еще год назад Ефим Семенович Звеняцкий предложил мне стать художником по костюмам одного из новых спектаклей, а уже весной позвал на конкретную постановку — «Даму с камелиями».
— Это первый подобный опыт для вас?
— Эта работа по моей прямой специальности, так как она связана с историей, с искусством. Действие пьесы происходит как раз в тот период, которым я занималась, когда училась в аспирантуре, то есть это и предмет моего научного интереса. Мне очень повезло: первая, и, надеюсь, не последняя работа в качестве художника по костюмам — и сразу такой роскошный костюмированный спектакль, спасибо огромное Ефиму Семеновичу.
— Вам театр заплатит гонорар?
— Разумеется, мы подписываем договор, все как положено.
— С какими сложностями вы столкнулись в работе?
— Надо сказать, что в театре Горького все очень профессионально организовано, здесь прекрасный пошивочный цех, мастера любое пожелание художника могут исполнить на очень высоком уровне. К тому же я консультировалась с мэтрами – с московским художником по костюмам Андреем Климовым, и, конечно, с Кириллом Николаевичем Гаврилиным — завкафедрой Строгановки, где я работаю. Я всем очень-очень благодарна.
Мне надо было максимально погрузиться в то время, посмотреть множество источников, я привыкла работать таким методом еще во время учебы, когда мы изучали определенные эпохи.
И я всегда сомневаюсь до последнего, советуюсь, ведь стояла задача не просто нарисовать несколько платьев, а отразить в них целую эпоху. И хотя театр не предполагает точного воспроизведения исторического костюма, но по каким-то деталям, а особенно по силуэту надо передать дух того времени плюс обязательно отразить характерные особенности персонажа.
- И каковы они – ваши герои?
— Например, Олимпия – это подруга главной героини, ее платье довольно точно соответствует моде того времени, а также характеру персонажа и образу жизни. Она куртизанка – яркая, любящая развлечения. Другая героиня – Прюданс, ее платье из предыдущего десятилетия, что подчеркивает ее возраст – она старшая в компании девушек.
У главной героини Маргариты очень много нарядов, она постоянно переодевается. Ее платья несколько опережают описываемое время. У нее более свободное мировоззрение, чем у окружающих, и это подчеркивается в костюме. Но, например, в одной сцене она предстает в домашнем платье, в котором звучит греческая тема, а все мы знаем, что именно в Элладе впервые заговорили о свободе личности. Это отражает свободолюбие героини, ведь она попыталась вырваться из своей среды, из обстоятельств своей жизни.
А вообще режиссер в первую очередь ставил просто историю о любви, не привязываясь сильно к конкретной эпохе. Мне понравилось, как работает Андрей Викторович Лапиков.
- Костюмы, наверное, в итоге получились яркими и дорогими?
— Режиссер-постановщик несколько раз подчеркивал в процессе работы, что костюмы не должны «переигрывать» героев, что это не подиум, а театр. Было и так, что я приношу эскизы, а Андрей Викторович говорит: у нас же не фэшн-шоу, переделывай, и я иду переделывать. В первую очередь одежда героев должна подчеркивать замысел режиссера.
— Вам нравится сама пьеса?
— Конечно. В «Даме с камелиями» бесконечное количество смыслов, глубин, пластов, каждый воспримет свои. Эта история воплощалась в сотнях театральных постановок, в балете, опере, в кино. Кстати, в свое время знаменитая Коко так вдохновилась игрой Сары Бернар в роли Маргариты Готье, что камелии стали символом Шанель.
К этой теме, конечно, и художники постоянно обращаются. Как раз в этом году в Россию привозили знаменитую картину Эдуарда Мане «Олимпия». Так часто звали именно куртизанок. Она была впервые выставлена в 1865 году в салоне в Париже, и это был вызов обществу, тогда случился жуткий скандал.
— Вы волнуетесь перед премьерой?
— Я знаю, что в этом театре никаких недоразумений не будет, так что я вполне спокойна. Правда, есть один момент в костюмах, который, возможно, вызовет споры публики, но не хочу заранее говорить.
— Это же достаточно трагическая история, вам пришлось как-то в костюмах это отразить?
— Я бы не называла ее такой уж трагической, в разных постановках по-разному акценты расставляются, в некоторых Маргарита умирает в объятиях любимого человека – я считаю, это счастье. Она испытала настоящую, большую любовь, далеко не всем это дается.
— Можно предположить, что нравы великосветского общества, описанные в романе, вам могут быть знакомы не понаслышке – ведь по социальному статусу вы принадлежите к элите общества.
— Я не думала об этом, все-таки мой круг общения больше связан с моими профессиональными интересами — это строгановская академия, художественная среда, ну и давно сложившийся личный круг, конечно. А во-вторых, мне хорошо с самой собой наедине, я люблю читать, рисовать.
- И режиссер, и художник по сцене – именитые столичные деятели, что их привело, по-вашему, в наш далекий, провинциальный город?
— Вообще-то наш город уже давно не провинция. Все наши гости отмечают столичный менталитет Владивостока. Культурные события здесь имеют высокий уровень и к тому же более доступны, а общество активное и всем интересуется.
— Ирина Николаевна, Владивосток уже стал для вас в какой-то степени своим, родным городом?
— Да я сразу считала его своим городом, все знают, что я пишу море, и когда стало известно, что переезжаем во Владивосток, я очень обрадовалась.
— В день премьеры вы выйдете на сцену вместе со всеми, кто работал над спектаклем?
— Конечно! Как раз сейчас решаю-советуюсь, что надеть (смеется). Я приглашаю всех жителей Владивостока в театр на наш спектакль.
и важное, коротко
Добавить комментарий