Жительница Владивостока накануне Дня Победы узнала, что это ее прадед подписал со стороны СССР главный документ, положивший конец Второй мировой войне. Однако и она сама, и ее родные, живущие в Украине, до сих пор опасаются говорить о своем известном родственнике.
Генерал-лейтенант Кузьма Деревянко, как представитель Советского Союза, поставил свою подпись под Актом о безоговорочной капитуляции Японии на палубе американского линкольна «Миссури» 2 сентября 1945 года. Так окончилась длившаяся шесть лет и один день Вторая мировая.
Ольга является двоюродной правнучкой Кузьмы Деревянко. «Наш род издавна жил на западе Украины под Уманью, в Черкасской области. Мы родом из села Косенивка, там родился и Кузьма Николаевич Деревянко, — рассказала она «Городу В». – В детстве я слышала много рассказов и семейных легенд о прадеде-генерале, хотя лишнего рассказывать всегда боялись. Мой папа до сих пор помнит, как тот прилетал в село на самолете – для односельчан это было настоящим событием. Отцу тогда 7 лет было, и дед катал своего внучатого племянника на самолете на зависть всем местным мальчишкам.
Еще помню историю, которую рассказывал сам Кузьма Николаевич: как где-то на войне они оказались в безвыходной ситуации, попав в тройное окружение. И тогда ему приснился мистический сон, подсказывающий, как нужно действовать. В итоге, благодаря этой подсказке они смогли выбраться из окружения и выжить».
Генерал
Кузьма Деревянко в 20 лет закончил Школу красных командиров в 1924 году в Харькове. Уже тогда он выучил японский язык. Его военная карьера быстро пошла в гору. Закончив Военную академию имени Фрунзе (спецфакультет «разведка»), с 1936 года он служит в Отделе спецзаданий Генштаба РККА в Разведывательном управлении Красной армии.
К 1937 году разгорелась Японо-китайская война, и Деревянко направляют туда. В 33 года он получил свой первый орден Ленина — за секретную операцию по создание перевалочной базы, через которую направлялась военная помощь Китайской республике. После чего активизировались его недоброжелатели, вскрывавшие «кулацкие корни» Деревянко и доносившие о его брате, осужденном за «вредительство».
В мае 1942-го подполковнику Деревянко присвоили внеочередное звание «генерал-майор». В течении войны Кузьма Николаевич был последовательно начальником штабов трёх армий – 53-й, 57-й, 4-й гвардейской. Был награждён полководческими орденами – Кутузова I и II степеней, Богдана Хмельницкого I степени, Суворова II степени.
Вопрос о назначении генерала-лейтенанта Кузьмы Деревянко представителем советского Военного Главнокомандования в Японии решился в Кремле 12 августа 1945 года. В связи с этим он получил такую телеграмму: «Генерал-лейтенант т. Деревянко, Вы уполномочиваетесь от Верховного Главнокомандования Советских вооруженных сил подписать акт о безоговорочной капитуляции Японии. В связи с этим Вы подчиняетесь только Ставке Верховного Главнокомандования…». На тот момент ему было 40 лет.
На фото: Представитель СССР Кузьма Деревянко (стоит второй слева) присутствует при подписании акта о капитуляции Японии. У микрофона генерал Дуглас Макатур.
Деревянко пробудет в Японии еще несколько лет. По возращении в Москву он возглавит Управление информации ГРУ Генштаба СССР. Но еще в Японии у него начнется болезнь, которая приведет к кончине 30 декабря 1954 года. Официально считается, что генерал получил дозу облучения при посещении Хиросимы и Нагасаки по поручению руководства СССР. В мае 2007 Кузьме Деревянко было посмертно присвоено звание «Герой Украины». А в феврале нынешнего, 2017 года, распоряжением Председателя Правительства России имя Кузьмы Николаевича Деревянко присвоено одному из островов Курильской гряды.
Правнучка
«Нельзя сказать, что я ничего не знала о биографии двоюродного прадеда, — говорит Ольга, — но наша семья, как и вся страна, прошла через непростые испытания, и многое от детей скрывали, многое не афишировали. Кузьма Николаевич ведь тоже ходил по лезвию бритвы, чудом избежав репрессий. Умным, думающим высокопоставленным военным было непросто, это известно и из биографии Жукова, с которым Деревянко был хорошо знаком.
Когда я читала отцу статью в Википедии о Кузьме Деревянко, он половину приведенных там подробностей назвал не соответствующими действительности. Это касается и причины смерти генерала.
Теперь уже достоверную информацию восстановить трудно, хранить документы и знать правду считалось небезопасным. Такое было время. У нашей семьи вообще непростая биография. Наш род до революции был очень зажиточным, люди жили в цветущем краю, были образованы, имели определенный статус. Но настали смутные времена и встал вопрос выживания. Моей бабушке Тасе, которая приходится Кузьме Деревянко племянницей, чтобы выжить, пришлось сбежать из цветущей Умани в дикие, жаркие степи Донбасса и начать там новую, пролетарскую жизнь. Поэтому и я родилась в Краматорске».
30 лет назад Ольга неожиданно для себя собралась и уехала из Краматорска во Владивосток. Здесь ее работа оказалась надолго связана с Японией. Она нашла там много друзей и деловых партнеров, организовала бизнес. На какое-то время Страна восходящего солнца стала для Ольги вторым домом — как когда-то и для ее двоюродного прадеда Кузьмы Деревянко.
Однако, похоже, что времена и сейчас не менее сложные. Рассказав о себе, Ольга в итоге попросила не называть ее настоящее имя. Ее родные, живущие в Донбассе, опасаются, что публикация может быть воспринята неоднозначно. «Все-таки до сих срабатывает генетический страх», — объяснила собеседница. «Город В» выполняет ее просьбу.
Фото: cas.awm.gov.au/photograph/040968 — Australian War Memorial, ID 040968, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4264276
stoletie.ru
и важное, коротко
Она приходится ему не двоюродной правнучкой, а троюродной или даже четвероюродной внучкой (я не сильна в генеалогическом древе, но ее отцу Кузьма Николаевич Деревянко абсолютно точно приходился троюродным дядей, то есть седьмая вода на киселе.)
Прежде чем соглашаться на это интервью, ей надо было сначала точно установить степень родства. Авторам же статьи хотелось бы пожелать: в погоне за сенсациями прежде чем публиковать непроверенные факты, сначала их тщательно проверять.
Что касается статьи в Википедии, якобы прочитанной отцу. Отец не мог оспаривать факты, изложенные на этом Интернет — ресурсе хотя бы по той простой причине, что о многих из них он сам узнавал впервые. Длительное время служебная биография его героического родственника оставалась для него неизвестной, ибо многие ее детали были засекречены, поэтому ему оставалось о них только догадываться. К примеру, смерть Кузьмы Деревянко отец никогда не связывал с радиоактивным облучением. Он говорил так: «Японцы его чем-то отравили». То, что Кузьма Николаевич подписал акт о капитуляции Японии, отцу стало известно исключительно только из пересказанных ему материалов все той же Википедии, которую он даже не читал. К слову, он был крайне удивлён этому, ибо всю свою жизнь ничего не знал о той исторической роли, что выпала на долю его дальнего родственника.
Единственное, что в вашей статье соответствует объективной действительности, так это рассказ о самолёте, на котором Деревянко катал не только своего троюродного племянника, но и других деревенских детей. Из этого рассказа я сделала вывод, что Кузьма Николаевич в принципе очень любил детей, поэтому уделял им много внимания, — независимо от их степени родства ему.
А вы знакомы с историей семьи Деревянко?