Ушел из жизни известный приморский художник Владлен Камовский, воспевавший Владивосток

07.11.2021    3

Пришла печальная новость, 7 ноября ушёл из жизни Владлен Александрович Камовский – известный приморский живописец, график, рисовальщик. Автор камерных лирических городских пейзажей и панорамных картин, «певец» старого Владивостока, портретист, автор натюрмортов. Заслуженный художник России, член Союза художников России.

«Ушел прекрасный человек. Соболезнуем родным и близким в этот грустный и тяжелый момент», — сообщила Приморская картинная галерея.

Владлен Александрович Камовский родился 9 апреля 1937 года в Москве.

Живописец, член Союза художников России, член Петровской академии наук и искусств. Заслуженный художник России. В 1958 закончил Биробиджанское художественно-графическое училище, в 1968 — Дальневосточный институт искусств (живописный факультет, педагоги – Гончаренко В.А., Доронин В.Н., Шебеко К.И.). С 1968 работал художником-оформителем Художественного фонда Приморского отделения Союза художников СССР. С 1971 года — преподаватель инженерной графики и рисунка в Дальневосточном политехническом техникуме, г. Владивосток.

С 1965 участник множества городских, краевых, зональных выставок. Более 15 персональных выставок.

Работы хранятся: Приморская картинная галерея, г.Владивосток; Музей им.В.К. Арсеньева; г.Владивосток; Музей Артэтаж, г.Владивосток, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Из статьи искусствоведа Виталия Кандыбы:

«С самого начала творческого пути на рубеже 1960-1970-х годов Владлен Камовский как-то сразу и без сомнений нашел себя в особой разновидности пейзажа – городском пейзаже. Куда бы не заносили его путешествия он, прежде всего, как художник реагирует с интересом на городскую среду, на её характерные черты в виде особо выразительных зданий, на ауру эмоциональной атмосферы города , которую навевают его уличные перспективы, интимные уголки и просторные площади. Природа в виде чистого пейзажа его трогает гораздо меньше. Но эту же природу он чувствует остро и тонко в качестве фона и обрамления, в роли контраста к городской обстановке или в единстве с последней.

В 1960-1970-х годах во Владивостоке ещё в изобилии сохранялась натура, называемая Старый Владивосток, т.е. архитектура с отпечатком черт жизненного быта и художественной стилистики дореволюционной эпохи. Вот она то и притягивала к себе взгляд художника Камовского как предмет творческого интереса изначала. Чем же? Упрощённо говоря тем, что она была не современная. Тем, что была лишена главного порока, например тогдашнего и славимого на всю страну Большого Владивостока, а именно типовой стандартности, монотонного конвейерного однообразия, массовидности. Старое же городское зодчество имело своим источником частный заказ и соответствующий ему индивидуальный проект. Соответственно дома вырастали вдвойне своеобразные – на основе выбора их планов будущими хозяевами и выдумки архитекторов при их воплощении. Что особняк богачей Синкевичей на Пушкинской, что скромный домик обывателя на улице Ключевой, которая тянется по над первой, — они были индивидуумами. А любой художник – его хлебом не корми – стремится пообщаться с самобытной штучной натурой. Творчество (живописца) естественно тянется к творчеству (архитектора).

Владлен Камовский стал в приморской живописи первым художником, сделавшим стержневой темой творчества прошлое Владивостока в зеркале его построек. И это прошлое подавалось в его камерной живописи с откровенным любованием и душевной симпатией. В его живописных «прогулках» по Владивостоку поражали полная поглощённость внимания прошлым и полное незамечание современного Владивостока, выросшего в советские времена. Последний он отметал, дабы вскрыть и отразить слой той жизни, в которой, по его мнению, удержались реликты стародавнего Владивостока. Того, который мы потеряли, того, каким он был когда-то.

На протяжении десятилетий сложилась репутация В.Камовского как художника сугубо камерного, живописца с коротким дыханием, которого хватает на лирические излияния и порывы в пейзаже настроения. На фоне соответствующих работ это мнение выглядело вполне адекватным. Но в начале 21 века, в аккурат с 2000-го по 2005-й годы, это заключение пришлось пересмотреть, да ещё самым кардинальным образом. В названные годы, на одном дыхании, из под кисти Владлена Камовского вышли две сверхнеобычные работы, две живописные панорамы города Владивостока. Панорамы громадные. Одна из них в длину 15,8м., другая 17,3м. при высоте обеих 1м.10см. Первая изображает город в развертке на 360 градусов, имея центром высотную точку на Эгершельде – сопку Крестовую. Вторая имеет исходным центром для такого же кругового изображения сопку в микрорайоне Второй Речки на улице Енисейской. Исторический центр Владивостока и новый Большой Владивосток советских времён. В панорамы включились части города из всех его пяти районов: Фрунзенского, Ленинского, Первомайского, Советского и Первореченского. Панорамы представительно и характерно являют Владивосток в его неповторимом своеобразии, как единственный, в своем роде, город на белом свете..

Их написание это творческий подвиг, достойный наименования «деяния». Мало того, это ещё подвиг высокого бескорыстия. Камовский свершил его без мучительного надрыва, а наоборот, с художественной одержимостью и творческим наслаждением. Это тот случай, когда панорамы он не мог не написать. Однажды вдохновившись замыслом всеохватного изображения Владивостока, он стал пленником этого замысла. Подобные монументальные творения предназначены «по определению» для массовой аудитории, для восприятия людским миром. Соответственно подразумевается в таком случае поддержка художника со стороны общества. Но Владлен Камовский со своим созданием оказался одиноким как перст перед лицом семисоттысячного Владивостока. Наш город, бойкий и предприимчивый во многих отношениях, оказался не деловым, не восприимчивым перед лицом незаурядного чуда от искусства, созданного нашенским живописцем. Вот уж по-истине получилось как у дедушки Крылова: «Слона то я и не приметил!»

В образе нашего города, увиденного Камовским, есть странная двойственность перетекающих друг в друга планов видения Владивостока зрителем. В иные моменты видишь и даже как бы слышишь внутренним слухом суету сует огромного города у моря, его движение, многоголосый гул. Затем их сменяют на время другие ощущения. Зритель дышит воздухом гигантского простора из стихий моря, небес и земли. Внутри него Владивосток представляется символом преходящего человеческого бытия на фоне вечной природы. Вместо импрессионистического «здесь и сейчас» из потока дробных мгновений, из которых состоит наша реальная жизнь, попадаешь в параметры идеального стабильного восприятия «сегодня и всегда». Это неразрывное сочетание сегодняшнести и вечности, быта и бытийственности составляет главный нерв авторского видения Владивостока».

Виталий Кандыба, Владивосток,2006 год.

А вот письмо Владлену Камовского от Биргитты Ингемансон, открывшей миру письма Элеоноры Прей из Владивостока и автора книги «Солнечный дворик».

«Уважаемый Владлен Александрович!

Не только Ваши картины мне дороги, а также Ваши слова. Я очень хорошо помню наши с Вами встречи, в Вашей мастерской на Фокина, как и в другой, а однажды Нина Ивановна (Великая) тоже присутствовала. На столе было вино, хлеб, колбаса и шоколад, и мы посидели как в парижском Монмартре – вкусно и приятно, прекрасная атмосфера! Вы оба рассказывали о протестах против сноса китайского театра, про что я читала, но настоящий рассказ – гораздо живее.

Мне всё это было интересно, и я спросила (ведь шли девяностые годы), продолжаете ли Вы демонстрировать за добрые дела? Вы молчали, мысли ясно готовили Ваш ответ, и Вы говорили: «Нет. Можно демонстрировать или можно работать. Я продолжаю работать — пишу».

Мне эти слова очень поразили, и я никогда их не забываю. Каждый день они есть у меня в сердце и в памяти. Они помогают мне. Когда я не бываю на нужных демонстрациях, и мне поэтому стыдно, я помню Ваши слова и понимаю их так: нет сил или времени на всё, а работой мы тоже показываем свою человеческую позицию. Итак, я тоже продолжаю писать – словами.

Спасибо большое за эти ценные воспоминания. Всего Вам доброго, вдохновения и жизненных радостей!

С продолжающимся уважением и искренней благодарностью,

Биргитта»


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

все самое интересное
и важное, коротко
Присоединяйтесь к нашей группе в WhatsApp

3 комментария на «“Ушел из жизни известный приморский художник Владлен Камовский, воспевавший Владивосток”»

  1. Виктория Казмирчук.:

    Глубокие соболезнования семьи Владлена Александровича.Время и расстояние разбросало по разным государствам всю большую семью Камовских.
    А я , племянница из Одессы, помню картины дяди Владлена ( пейзажи с изображением реки Амур) в доме его матери ( нашей любимой бабушки Дуси) в Хабаровске.
    Вечная память Владлену Александровичу !

  2. Виктория Казмирчук.:

    Простите за опечатку в фамилии, сразу не увидела

  3. Андрей:

    памятник КАМОВСКОМУ должен стоять на набережной а не солжницину ! скорблю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также: