В начале мая на юг Приморья отправилась группа краеведов, чтобы найти остатки сети древних дорог царства Бохай.
5-6 мая 2025 года в рамках рабочей группы «Туманганский путь» Приморское отделение РГО – ОИАК организовало научно-практическую пешую экспедицию от устья реки Цукановка, она же Янчихэ или Яньчжу, до её верховий у хребта Черных гор на российско-китайской границе.

Основной причиной отправки небольшой группы исследователей в закрытую пограничную зону послужило появление новой версии происхождения названия реки: маньчж. «яньчжу» – это «узкая дорожка вдоль склона горы», а не «соляной округ», как утверждалось ранее ещё со времён архимандрита Палладия (1817–1878).
Задача экспедиции заключалась в изучение, in situ, остатков древней дорожной сети юга Приморского края, в частности, троп, некогда связывающих поселения, находившиеся на территории современных китайского города Хуньчунь и российского села Краскино.
Как предполагается, в маньчжурском названии реки сохранилась отсылка к характерным особенностям средневековых дорог, т.е. они пролегали по долинам, вдоль сопок и зачастую по берегам рек.

Этимология, как научная дисциплина, таит в себе массу возможностей, поскольку названия географических объектов обладают поразительной живучестью, стойко противостоя ходу времени и произносительным привычкам людей.
В ситуации, когда исчерпаны летописные источники, а черепки из археологических раскопов немы, лишь топонимы могут разговорить историю, расширив, тем самым, горизонты и понятия. В данном случае, это может помочь с дополнительными сведениями о вещественной культуре нашего края в период Бохайского царства (8-10 века).
Бохай являлся уникальной цивилизацией, оказавшей долгосрочное влияние на духовную и материальную жизнь на северо-востоке азиатского материка. Стоя на плечах более ранних, неведомых нам по языку и крови царств, она поражает своей жизнестойкостью: удары монгольской конницы дважды приводили к краху ее государственности, но, перерождаясь под именами Айсинь-гурунь (1115–1234) и Цинская империя (1636–1912), бохайская цивилизация дважды восставала из пепла, пока ее пассионарное начало не увязло в лёссовых толщах Китая, где и затухло, а сама она не исчезла из реестра субъектов истории.
Несмотря на полуторавековой стаж изучения Бохая, отечественное научное сообщество по-прежнему топчется на отправной точке. Все, что мы знаем об этом древнем государстве, почерпнуто из скудных, зачастую косвенных, субъективных и далеко отстоящих по времени свидетельств, которые сохранились в летописях сопредельных стран.
Усугубляет ситуацию и полное отсутствие письменных источников, восходящих непосредственно к бохайскому царству и его правителям. Даже название государства дошло до нас в его иноязычных версиях: китайской — Бохай и корейской — Палхэ/Балхэ, которые не несут в себе никакой смысловой нагрузки.
Поэтому любые крупицы информации о Бохае приветствуются в копилке знаний об этом древнем и загадочном царстве.
Итак, утром 5 мая трое краеведов из Владивостока – Сидоров Андрей Юрьевич, Соляников Александр Константинович и Уфимцев Юрий Юрьевич прибыли в посёлок Посьет в расположение Хасанского погранотряда для прохождения формальностей и получения инструктажа о нахождении в тайге.

По словам пограничников, с начала текущего года уже было зафиксировано 158 выходов тигра к людям в зоне ответственности Службы пгт Посьет, в связи с чем участникам экспедиции РГО-ОИАК было рекомендовано приобрести фальшфейеры и шумовые гранаты. Кроме того, руководство погранотряда распорядилось выделить проводника для сопровождения краеведов из Владивостока.

В тот же день экспедиция отправилась в посёлок Краскино к устью реки Цукановка, куда пришлось добираться через широкую речную пойму мимо остатков бохайского городища. Весь остаток светового дня был посвящён осмотру нижнего течения реки вплоть до её впадения в бухту Экспедиции залива Посьета. По приблизительным подсчётам, исследователям пришлось преодолеть пешком не менее 15 километров по вязкой сырой почве.

На следующий день, 6 мая, экспедиция прибыла в деревню Цукановка для встречи с проводником и вместе с ним отправилась на погранзаставу Цуканово. После обстоятельной беседы с начальником заставы группа исследователей на автомобиле пересекла инженерно-техническую полосу и углубилась в лес, следуя по дороге в верховья реки Цукановка.

К сожалению, примерно через километр от заставы дорога стала непроезжей. Пришлось спешиться и скорректировать планы: вместо верховий Цукановки экспедиция отправилась в сторону хребта Чёрных гор вдоль одного из крупных притоков реки под сопкой Средне-Тигровая.

Между падями Кабанья и Елисеева краеведы обнаружили остатки древнего вала, а после более тщательного изучения местности – крупное городище, в центре которого было обнаружено каменное основание острожка 20х15 метров. Кроме того, вдоль протоки Сухая вдоль склона сопки в нескольких местах чётко просматривались остатки древних дорог.

Не обошлось и без происшествий – один из участников экспедиции обнаружил на себе впившегося клеща, которого пришлось удалять подручными средствами.
С наступлением сумерек экспедиция вернулась на погранзаставу и поздно вечером отправилась в обратный путь, прибыв во Владивосток за полночь.
Несмотря на корректировку планов пеший поход вдоль русла реки Цукановка был признан успешным, поскольку он в целом подтвердил предположение о специфическом устройстве древних дорог края в период средневековья: под склоном горы, вдоль пади, по которой протекает водный поток, при этом полотно дороги выравнивалось, а края укреплялись камнем.

и важное, коротко
Добавить комментарий